Наверное, одним из самых обидных дресс-кодов современного общества
является так называемый «бизнес-стиль» или «бизнес дресс-код». Как и
прочие дресс-коды, он является попыткой обезличивания индивидуума,
превращения человека в винтик в данном случае бездушной бизнес-машины,
основная цель которой – получение сверхприбыли. Неизвестно когда и кем
выдуманный стереотип делового человека возводится в ранг непреложной
истины, подавляя всякую индивидуальность и естественное стремление
личности к персонификации – быть похожим только на самого себя.
В
противовес «бизнес-стилю», «готик-стиль» пропагандирует индивидуализм.
В нем тоже есть определенные стереотипы, но они направлены на
подчеркивание не коллективного, а личностного. Конкретный человек вовсе
не винтик, а целая вселенная, по-своему неповторимая и уникальная.
Задача «готик-стиля» — подчеркнуть эту уникальность в свете осознания
ее физической недолговечности и подвластности времени.
Казалось
бы столь диаметральные противоположности никогда не могут достичь
компромисса. Если ты гот и должен работать (зачем работать, понятно –
готу тоже кушать надо) в какой-либо сфере делового производства, скорее
всего, тебе придется привести свой облик в соответствии с дресс-кодом,
принятым в данной сфере. Что это значит? Тебя заставят постричь волосы
(для мужчин), облачат в костюм и белую рубашку, возможно, повяжут
галстук. Никакой джинсы или кожи, никаких кроссовок и «казаков»,
никакого пирсинга и колечек в ушах. Ибо это нарушает общепринятый
стереотип делового мужчины, занятого благой целью — зарабатыванием
денег для компании. Если ты женщина, на тебя наденут строгое платье,
значительно ограничат в косметике, а также в стиле прически, ну и плюс
все те запреты на джинсу, кожу, кроссовки и пирсинг распространяются и
на тебя. Что же остается? Искусственно расщеплять личность – быть на
работе одним человеком, а в остальное время другим? Увы, слишком часто
работа занимает все время, а на «другую жизнь» его просто не хватает.
По
мере превращения «готического стиля» из удела малочисленных чудаков в
явление, относительно массовое, ряд компаний, производящих одежду для
представителей различных андеграундовых субкультур, начал задумываться
над тем, как совместить несовместимое, чтобы, как говорится, и волки
были сыты, и овцы целы. Модельеры, специализирующиеся на молодежных
стилях, стали серьезное внимание уделять новому направлению — так
называемой «бизнес-готике». В настоящее время она еще не получила
повсеместного распространения, однако, перспективы данного направления
кажутся весьма многообещающими. Основная задача «готики в бизнес-стиле»
— найти точки пересечения делового дресс-кода с «готическим стилем».
При этом, разработанные модели ни в коем случае не должны выходить за
рамки «бизнес-стиля», который и является отправной точкой для полета
фантазии субкультуральных дизайнеров и стилистов. Как известно, «деловой стиль» подразумевает две основные составляющие –
«формальную» и «повседневную» («казуалистическую»). Между ними
располагаются так называемые «полуформальный» и «неформальный» образы,
но они, как правило, являются производными первых двух. Формальная
составляющая предполагает одежду для различных мероприятий – встреч,
банкетов, переговоров и пр. Повседневная, как и следует из названия,
включает в себя то, во что должны быть облачены сотрудники в обычной,
неформальной обстановке, например, работая в офисе. Сразу следует
исключить из рассмотрения всякие униформы – здесь уже ничего поделать
нельзя (хотя, если подумать…). Будем считать базовой ситуацию, когда
начальство предоставляет подчиненным определенную свободу в выборе
одежды, естественно, в рамках все того же «бизнес-стиля».
Основами
всех формальных дресс-кодов для мужчин являются костюм и галстук. Как
правило, костюм черный, контрастирующий с белой рубашкой. Один из
вариантов (не всегда, правда, приемлемый) сводится к инверсии – белый
костюм очень эффектно смотрится на фоне черной рубашки и светлого
галстука. Другой прием – анахронизация – возврат к формальной моде,
скажем, восемнадцатого или девятнадцатого веков. Поверьте, удлиненный
черный фрак или смокинг, белая рубашка, черный галстук-бабочка и черная
шляпа-цилиндр выглядят очень «по-готическому». Есть риск, что вас
примут за владельца похоронного бюро, но это и к лучшему. К большому
сожалению, пуговицы с черепами на костюмах, как правило, не допускаются. Лицам
женского пола, согласно формальному дресс-коду предписано носить в
зависимости от типа мероприятия вечерние платья, бальные платья, платья
для коктейлей и пр. Уже знакомый нам прием анахронизации здесь также
великолепно работает. Оденьте викторианский корсет и платье,
выдержанное в старинном духе, и вы будете одинаково хороши и для
встречи с президентом Соединенных Штатов, и для готической тусовки.
Другой вариант – десатурация. Выберите платье, включающее только черный
и белый цвета, получится весьма «готично». Интересный результат может
дать сексуальная инверсия – когда женщина облачается в мужской костюм с
галстуком. Данный прием приемлем только для лиц женского пола и
категорически не рекомендуется мужчинам.
В отличие от
«формальной», «казуалистическая» составляющая делового дресс-кода
рассчитана на ежедневную трудовую деятельность и должна, прежде всего,
обеспечивать удобство и комфорт рутинной работы. В зависимости от типа
работы внешний вид и характер одежды может быть довольно разнообразный.
Здесь нет таких строгих рамок, которыми ограничены «формальный» или
«полуформальный» стили. Разумеется, всем этим можно умело пользоваться
– достаточно приложить немного фантазии. Десатурация – выбор одежды в
черно-белых тонах – настоящая «палочка-выручалочка» для любого гота.
При желании можно так подобрать различные элементы одежды, что в
комплексе все будет производить впечатление ярко-индивидуальное и в
тоже время «готическое». Немаловажное значение имеет и тот факт,
являетесь ли вы подчиненным или хотя бы мало-мальским начальником. Для
начальниц можно подобрать специальные «платья готической бизнес-леди»
типа «танк-дресс», в частности выпускаемые американским лэйблом. Данные
наряды сочетают относительную простоту и элегантность с элементами
таких стилей, как «готик», «фетиш» и «бондаж». По замыслу модельеров,
при виде женщины, одетой в подобную одежду (дополним ее туфлями на
высокой платформе или с каблуками-стилетто), конкуренты просто должны
падать на колени и молить о пощаде.
Подобные примеры можно
приводить сколь угодно много. При желании каждый может превратить свой
рабочий наряд из надоевшей «обязаловки» во что-то оригинальное, в чем
не стыдно показаться на любой «готической» тусовке. Спрос на подобные
товары неуклонно растет, и все больше и больше производителей
субкультуральной одежды выделяют среди своей продукции новую ветвь –
товары в стиле «бизнес-готика».